Леонид БРОНЕВОЙ: «Писатель Леонов сказал: «Если бы Сталин увидел, как Мюллера ты играешь, он бы немедленно расстрелять тебя приказал»
«Лиознова не хотела, чтобы я Мюллера играл. Она фотографию мне показала, а я, оказывается, совершенно на него не похож»
— Кого из выдающихся партнеров по театру и кино с особой теплотой вспоминаете?
— Ну, Грибова Алексея Николаевича — он же меня в чеховском «Злоумышленнике» играть взял, когда я в Школе-студии Художественного театра учился, — чтобы с голоду не помер (Грибов злоумышленника играл, который гайки отвинчивает, а я следователя). Года полтора мы на заводах, везде, куда звали, работали — это хорошая школа была. Квашу покойного вспоминаю и наш спектакль дипломный — «Обыкновенный человек» по Леонову. Я певца играл, а он приезжего, которого я за бухгалтера принял, а он «шишкой» большой оказался.
В кино Тихонов хорошим партнером был, но человеком в себе, конечно, ни с кем почти не общался — я полагал, это у него высокомерие, а он просто так собирался. Я же, наоборот, поговорить должен, отвлечься.
— Фильмы с вашим участием часто показывают, и «Семнадцать мгновений весны», например, я каждый раз смотрю. Может, в сотый, может, в сто первый раз, но оторваться от экрана не могу — магия какая-то есть, и она не отпускает. Вы картины свои сегодня смотрите?
— Нет. Мне моя работа в одной чеховской вещи — «В номерах» очень нравится: не видели?
— Нет...
— Жаль — если будет время, в интернете поищите. Мы там с Тоней Дмитриевой играем — стоящая работа.
— Вы мне сказали: «Мюллер — это мой крест, а теперь еще и с раскраской»...
— Да, теперь еще и раскрасили. Ну, понятно: Татьяне Михайловне заработать надо было — ей же никто не помогал.
— Не нравится вам раскраска?
— Нет — все прелесть свою потеряло. Раскрасить «Золушку» можно — это прекрасно, даже в тыщу раз лучше, а «Семнадцать мгновений весны» нельзя, это же полудокументальное кино. Оно в результате документальности своей лишилось, каким-то слишком ярким стало: смотришь на эту свастику, красное, белое, черное — и весь текст уже пропустил, а текст тут ведь главное — слова замечательные!
— Лиознова брать вас в свой фильм не хотела?
— Не хотела, и правильно, потому что она фотографию Мюллера мне показала, а я, оказывается, совершенно на него не похож. Там другой тип — жесткий такой брюнет со злым лицом.
— Это правда, что на съемках «Семнадцати мгновений» ваш партнер Лаврентий Масоха, кинозвезда 30-х годов, скончался?

— Не прямо на съемках, но там с ним неприятность произошла. Он моего секретаря Шольца играл и должен был войти и сказать: «Группенфюрер, штандартенфюрер Штирлиц идет по коридору». В общем, команду «Мотор» дали — 15 метров пленки осталось, конец рабочего дня...
— ...а звук же сразу писали...
— Да-да, живой, в павильоне. Масоха входит: «Группенфюрер, штр-р-р..». — «Стоп! Еще раз! Начали!». — «Гурпенрфюрс...». — «Еще раз! Семь метров осталось!». — «Группенфюрер, штандартенфюрер Штрирль...». Лиознова взорвалась: «Да черт вас подери! Вы же на всех спичечных коробках когда-то были! Что, одну фразу произнести нельзя?». Я попросил: «Не кричите на него, пожалуйста, сейчас мы минуты три позанимаемся — он сделает». Мы вышли, я предложил: «Давайте вместе: груп-пен-фю-рер. Это для нашего языка очень трудно... Штан-дар-тен-фю-рер Штирлиц идет по коридору». Вернулись. «Начали!». «Группенфюрер, штандартенфюрер Штирлиц идет по к... по крптфх...».
— Кошмар!
— Намучились, Масоха в ресторан ВТО уехал, 200 грамм водки заказал, выпил — и за столом умер. Не мог это пережить...
— Юлиан Семенов, на ваш взгляд, большой писатель?
— Да, очень большой, правда, на съемках не был ни разу. Лиознова требовала кое-какие изменения сделать, он не хотел: ну, ему-то изменять нечего, текст почти классический.
«Я Мюллера лучше,чем он на самом деле был, сделал»
— «Семнадцать мгновений весны» — книга и фильм о советской власти? Аналогии же очевидны...
— Ну, мне тогда 43 года было, я об этом не думал, а если бы думал, роль, наверное, провалил бы. Я согласился, потому что образ интереснейший — очень странный это человек! Сначала Гитлера в тюрьму сажал, потому служил ему, теперь Борману служит... В общем, хамелеон такой, но от земли невероятно умный и искренне Штирлица любит, потому что понимает: конец скоро, и такой человек нужен, чтобы вместе с ним куда-то уехать. Совершенно не подозревает, что это советский разведчик, думает: ну, в крайнем случае...
— ...американец...
— ...да, на американцев, англичан, французов работает, но только не на советскую власть, конечно. Я Мюллера лучше, чем на самом деле он был, сделал — зря Лиознова меня не хотела... Эфрос сказал: «Вы неправильно играете, его обвинять надо!». Я ответил: «Вы себе противоречите. Вы ведь не обвинять учите, прокурором своего героя не быть, а, наоборот, его защищать, а теперь вот такое говорите. Почему? Вы советского цензора напоминаете, но вы же почти диссидент!». Не знаю. Странно. Потом, много лет спустя, я подумал: а может, он прав? В России обратным ходом, как Станиславский просил: «Ищи у доброго, где он злой, а в злом ищи, где добрый», играть нельзя — тут играть надо прямолинейно.
Когда я Госпремию РСФСР получал, в Кремле Леонид Леонов ко мне подошел...
— ...писатель...
— ...и спросил: «А ты тут чего делаешь?». — «Да вот, премию жду». — «За Мюллера, что ли?». — «Ну да». — «Я председатель этой комиссии». — «Я очень рад, что вы председатель». — «Если бы Сталин увидел, как Мюллера ты играешь, он бы немедленно расстрелять тебя приказал». Я возразил: «А вдруг бы я ему понравился и он бы мне Сталинскую премию первой степени дал — я бы на всю жизнь богат был». — «Нет-нет, — Леонов поморщился, — я его лучше — знаю»...
— Сегодня, с поправкой на время, «Семнадцать мгновений весны», на ваш взгляд, акутальны? Мне кажется, это не только о советской власти — и о российской...
— Думаю, актуальны. К сожалению... Многих, увы, уже нет: Евстигнеева, Плятта...
— ...Тихонова, Лиозновой...
— ...Таривердиева...
— ...Масохи, Гриценко...
— Табаков остался, Лановой, я и еще кто-то. Жалко...
— Вы человек аполитичный или о политике все же думаете?
— Нет, не аполитичный, думаю. Вот если бы меня спросили: «А что Украине сегодня делать?»...
— ...а я вас спрошу...
— Ну, спросите — и напрасно, потому что отвечать вам не буду. Во-первых, потому, что если бы сегодня на этот вопрос ответил, мог бы в президенты баллотироваться.
— Лично я за вас голосовал бы.
— Увы, ответа на этот вопрос у меня нет. Мало того, у России один ответ, у Восточной Украины — второй, у Западной — третий, у Евросоюза — четвертый, у Америки — пятый, а, предположим, у Афганистана с наркотиками — свой, шестой. Знаю одно: руководить надо так, чтобы люди с каждым месяцем хоть немножечко лучше жили. Если они хотя бы раз в квартал получше пищу купят, лекарства, не будут думать о том, что снова тарифы ЖКХ повысили. Хотя эта бандитская организация все равно повышать их будет, что бы вы с ней ни делали — хоть расстреляйте! Где деньги большие, там кошмар и ужас, поэтому если кто-то может хоть что-то для людей сделать, пускай сделал бы — вы же помните, как Форд поступил? 500 или сколько там...
— ...домиков для рабочих построил...
— Да, одно-, двух-, трехэтажных, красных, синих, желых — как букет цветов! Его спросили: «Это инженерному составу?». — «Да нет, для рабочих». — «Для рабочих?! А сколько их у вас?». — «12 тысяч, и еще семьи». — «А машины у них есть?». — «По две-три. Одна у мужа, вторая у жены, плюс для рынка...». — «Но зачем вы это сделали?». — «А затем, чтобы у меня никогда вашей революции не было! Да, у меня «роллс-ройс», а у него «шевроле»...
— ...но есть!
— И рабочему вот так достаточно: сыт, одет...
— ...в тепле...
— ...за рулем и работает — но до этого ведь надо было додуматься.
«Двухкомнатная квартира у меня: нам с женой достаточно. Советская влась довольствоваться малым нас приучила»
— Вы о Форде и о том, что для рабочих своих он сделал, рассказали, — потрясающая история, а вы, народный артист Советского Союза, в Москве в хоромах живете?
— Двухкомнатная квартира у меня, общая площадь — 74 квадратных метра, комнаты — 22 метра и 14 и кухня хорошая — 13 метров: нам с женой достаточно. Советская власть довольствоваться малым нас приучила, и, с одной стороны, это очень плохо, потому что заслонку себе ставишь — и ничего больше хотеть не смей, а с другой — хорошо, потому что ни воровать, ни в криминал куда-то идти необходимости нет.
— Тем не менее предательская мысль: дескать, я — один из символов этой страны, 85 лет мне, до сих пор играю, а в двухкомнатной квартире живу — иногда не гложет?

— Нет. Помню, к нам во двор огромная машина заехала, начальник охраны президента из нее вылез и с ним несколько человек. Пришли ко мне, на кухне сели — хорошо, что у жены чем их угостить было. Он головой покачал: «Маловата квартира!». Я: «Да нормальная — мне достаточно. Только ремонт надо делать — с ремонтом вы не поможете?». — «Помогу». — «Ну, хорошо, спасибо». Полгода ждал — ничего. Деньги достал — евроремонт сделали, правда, на время в гостиницу пришлось переехать — 93 дня в замечательном «Марко Поло» в Спиридоньевском переулке прожили. Я понял, почему Набоков всю жизнь в отелях жил, — там писать, творить очень удобно.
— А первое ваше жилье в Москве какое было?
— О, это было такое счастье! Калошин переулок, панельный дом, однокомнатная, по существу, квартира, но разделенная так, чтобы две комнаты было, спальня — семь метров, такая же кухня и 15-метровая вторая комната. Я так советскую власть благодарил — после коммуналок, общежитий...
— ...подвалов...
— ...вокзалов...
— ...бараков...
— ...и вдруг свое жилье, но к хорошему очень быстро человек привыкает...
«После спектаклей Вика меня ждала, со мной шла: я — по тротуару, а она — по мостовой, рядом. Я все боялся — не дай Бог — там же машины...»
— Вы знаете, мне кажется, в жизни у вас еще одно счастье есть, и, наверное, на сегодняшний день главное — это ваша жена Виктория Валентиновна...
— Как и ваша Алесенька, между прочим, тоже ваше счастье...
— Спасибо, но я, признаться, потрясен тем, как, когда вы заболели, ваша супруга себя повела: все в Москве бросила, в Киев примчалась, от вас не отходит... Замечательная женщина — преданная, верная!
— Мне очень жалко ее, она на нерве держится — чтобы самой не заболеть, как-то меня вытащить, но я же вижу, чего ей это стоит.
— Терпеливая, да?
— Потрясающего терпения человек!
— Видите, Бог вас на старости лет наградил...
— Ну не может же он все время наказывать! То ссылать, то голодать заставлять — не может он так, иначе какой он Бог? Испытал — и чем-то наградить должен: меня очень большим подарком он одарил, необычайным.
— Как с Викторией Валентиновной вы познакомились?
— Она на спектакль пришла — на «Мятеж неизвестных» Боровика. Я очень красивый парень тогда был: седая челка...
— ...много волос...
— Нет, накладку все равно делал. Американского корреспондента, которого в конце убивают, играл, а второй спектакль «Свадьба брачного афериста» был по пьесе чешского автора Данека...
— ...в Театре на Малой Бронной?
— Да, и вот она раз по 10 туда и сюда ходила — смотрела. После спектаклей ждала, со мной шла: я — по тротуару, а она — по мостовой, рядом. Я все боялся: не дай Бог — там же машины... Красивая женщина, глаза такие лучистые...
— Это правда, глаза у Виктории Валентиновны потрясающие. Вы ей в любви часто сейчас признаетесь?
— Нет — ну зачем? Слова ни к чему — они ничего ведь не значат.
— Женщины, тем не менее, ушами любят...
— Дима, Гамлет говорил: «Слова, слова, слова...». Что такое слова? Женщины не только ушами любят — они отношение любят, они видят все, чувствуют: как кошки.
— Во время нашего прошлого интервью вы страшно курили — одну сигарету за другой. Бросили?

— Бросил. Уже 15 месяцев ни одной сигареты.
— Жалеете?
— Ну, хоть одну утром, одну вечером хотелось бы, но знаю ведь, что не остановлюсь: потом две утром будет, две вечером, а после, если слабость себе позволю, до пачки дойду и до двух.
— Полжизни вы голодали, а сейчас поесть любите?
— Любил — лет 10 назад.
— Вкусно?
— Восточную кухню: хинкали, шашлык — разную пищу вкусную. Сейчас нормально к еде отношусь — наверное, время приходит, когда...
— ...успокаиваешься...
— ...и когда лишнее организму уже не нужно.
«Голод не сильный был — ужасный! В первый же день работы на хлебозаводе целую буханку я съел — и меня стошнило. Нельзя было голодному человеку горячую буханку жрать»
— А голод сильный был? Вы это чувство помните?
— Не сильный — ужасный! Даже на фронте солдатам легче было, потому что хлеб, кусок сала, консервы, водки 100 грамм: иначе они ведь в бой не пойдут — как их не кормить? Да, и я ведь не только на хлебозаводе, не только в кукольном театре и не только секретарем-машинисткой у Брыкина, председателя горисполкома, работал — я еще пьесу со своим товарищем Женей Красницким, актером Театра имени Гоголя, написал. Он тогда в провинции был, и мы с ним пьесу в стихах «Красная Шапочка и Серый Волк» сочинили, и музыку для всех песен, и тексты, и, знаете, свое произведение слушать, даже если это «Красная Шапочка», — величайшее наслаждение! Когда актеры твой текст произносят... Милиционеру, помню, я песню написал (напевает):
Я стою на посту,
За порядком я слежу,
Все я вижу, все я слышу,
Во все стороны гляжу.
И еще я стихи узбекских поэтов переводил — очень много (плохие в основном переводы, но два из них замечательные). Мне подстрочник давали, и к завтрашнему дню я должен был перевод сделать, соблюдая ритм, рифму...
— Ну хорошо, голодали, но ведь потом на хлебозаводе работали — там же отъесться могли?
— Мог только хлеба поесть, и в первый же день целую буханку съел — меня стошнило. Нельзя было голодному человеку горячую буханку жрать — никто просто не предупредил.
— А маме кусок хлеба вынести можно было?
— Один раз попытался и больше не пробовал — очень боялся. Мастера без суда и следствия расстреляли — тройка... У него в трости металлической (снизу уже, а там шире, шире, шире) около двух литров подсолнечного масла помещалось, и он в течение нескольких лет выносил — озолотился! Вы знаете, что такое в войну подсолнечное масло? Буханка хлеба две тысячи рублей стоила! Мама ведь тоже работала — медсестрой, диктором на радио.
— Вы часто ее вспоминаете? Она же здесь, в Киеве, похоронена.
— Да, на Байковом кладбище. Кстати, недавно через вашу газету я к властям Киева обратился: надо не только за центром кладбища следить, но и за окраинами — там покосившийся забор, дыры, все разграблено.
— Леонид Сергеевич, за живыми не следят — кому мертвые нужны?
— Ну и неправильно! Не следят. Разворовали уже, кажется, все! Удивляюсь: откуда столько красть можно?
— Поразительно, правда?
— Казалось бы, ничего уже быть не должно.
— А еще есть! Страна богатая...
— Свой газ, лес — да в Украине черт знает что есть! Вы вот мне говорили, что фашисты чернозем вагонами вывозили — я-то думал, только людей, а оказывается, еще и землю.
«В блокадном Ленинграде ни одной смерти от язвы желудка не было — язва ведь от икры, от баранины жирной»
— У вас на лацкане пиджака знак красивый — народного артиста Украины.
— Очень горжусь этим, спасибо.
— Это к 85-летию рожденный в Киеве молодой человек звание народного артиста получил.
— Между прочим, через заслуженного перескочив.
— Раньше говорили: «Награда нашла героя»... Родина для вас — это Москва или Киев?
— Украина, наверное, Киев, ну, конечно. Помню, когда мы в свою квартиру, точнее, в кладовку, из ссылки вернулись, вся мебель наша стояла, пианино... Пять лет прошло... Характер у меня очень сложный — думаю, я в материну сестру Елену Львовну Ландау пошел. Великая певица, колоратурное сопрано невероятной красоты, но дольше двух недель нигде не задерживалась: то с Самосудом конфликт, то с Головановым — с любым дирижером. Не тот ритм, не тот темп, слишком громко, слишком тихо...
— ...и вообще все не то...
— ...но дирижеры этого не терпят. Караян, если бы ему артист или артистка сказали, что у него оркестр не так звучит, сразу бы голову разбил. Вот такая была и в результате без театра осталась — никуда не брали.
— Когда вам 85 лет исполнилось, о чем вы думали, предполагали вообще, что до 85 доживете?
— Нет, что вы! Это благодаря Вике, благодаря ее заботе дожил. Медведев вчера говорил, что в России в среднем до 70 с чем-то живут, но мне кажется, чуть меньше, наверное. Дожить до этого возраста и не мечтал, но Господу спасибо.
— Такие лишения терпеть и столько прожить — фантастика, правда?
— Гены, наверное, — материнские и отцовские.
— А сколько ваши родители прожили?
— Мама — 91 год, отец — 93. 10 лет лагерей у него за плечами.
— Укрепляющих здоровье, видимо...
— А это действительно так! Человек утром горбушку ест, вечером — похлебку, ни масла, ни жира, ничего — желудок в щадящем режиме функционирует. В блокадном Ленинграде ни одной смерти от язвы желудка не было — такой болезни не существовало. Голодом язву все вылечили!
— Потрясающе!
— Язва ведь от чего? От икры, от баранины жирной...
— ...и от нервов...
— Ну, и это тоже.
«Главная закономерность жизни мне ясна — она состоит в том, что жизнь закончится»
— Пожилые люди, говорят, то, что с ними вчера было, не помнят, но зато очень хорошо помнят детство, юность. Что вы сегодня чаще всего вспоминаете?
— Вспоминаю, что очень хорошо от рождения до восьми с половиной лет жил. Однажды меня в «Артек» свезли — я там отдыхал, а зимой, чтобы на Владимирской горке катался, родители мне санки из желтого полированного дерева купили — с рулем, тормозом и клаксоном! Дети в очередь выстраивались — прокатиться каждому я давал, потому что кто на досточке, кто на заднице... Помню, домой пришел и сказал: «Больше я кататься не буду — ни у кого таких саней нет». — «Ну и что?!» — мать возмутилась. «Ничего», — я ответил, — и больше на горку с теми санками не пошел. Неудобно, когда с такой шикарной игрушкой ты один — где они ее взяли, черт его знает!
— Детство счастливое было?
— Ну, до восьми с половиной лет — счастливое: это ведь важно?
— Важно!
— Там же что-то такое закладывается, а потом у меня чудные педагоги были. В Ташкенте — Арсений Григорьевич Ридаль, ученик Макса Рейнгардта, которого немецким Станиславским называли, но Арсений Григорьевич говорил, что между ними разница была: Алексеев (это настоящая фамилия Станиславского) очень богат был, фабрикой владел, а этот всю жизнь в нищете, но немножко при Гитлере работал, и поэтому о нем молчат.
— 85 лет позади: жизнь вы уже поняли? Какая она — знаете?
— Нет. Мне непонятно, что через одну минуту будет, как же могу жизнь понять? Я понял, что нужно удачу иметь, случай. Почему вот Гагарин полетел? Удача! Должен был Титов лететь, бедный, который из-за того, что вторым оказался, всю жизнь страдал, а почему так? Морда лучше...
— ...имя лучше — не Герман...
— ...конечно!
— Того, что через минуту будет, не знает никто, но главная закономерность жизни вам ясна?
— Да, она состоит в том, что жизнь закончится, причем неизвестно, когда, поэтому успеть что-то сделать необходимо. И лучше не болеть: болея, человек драгоценное время теряет. Мне вот Калашникова, который недавно умер, очень жаль: мы же его руками войну выиграли...
— Не только мы — сколько стран его автоматами сейчас воюют!
— Ну да, конечно.
«Не хочу ни во что верить: верю лишь в то, что дважды два — четыре, а может, и пять. Если нужно»
— Многие люди, которые болеют, спасения в вере, религии ищут — вы во что-то верите?
— Гриценко — генерал в «Семнадцати мгновениях весны» — на вопрос Штирлица «Вы не верите в перспективу?» ответил: «Я верю в перспективу — в перспективу гибели. Всех нас, скопом. Это не страшно, поверьте, когда все вместе. И гибель наша будет такой сокрушительной, что память о ней будет ранить сердца еще многих поколений немцев!». Тихонов ему: «А вы не боитесь, что я донесу на вас?». — «Нет. Вы же не знаете мою фамилию. Свидетелей нет, а я скажу, что это вы говорили. Так что не советую».
— Какой текст, однако!
— Ну да. «Чем больше мы имеем свобод, тем скорее нам хочется СС, тайной полиции, концлагерей, всеобщего страха», — это немецкий генерал говорил. Может, потом на Гитлера он покушался.
— Итак, желания поверить во что-то у вас нет?

— Нет. Пусть фанатики верят — верить они должны. От фанатизма, правда, устают очень сильно. Не хочу я ни во что верить: верю лишь в то, что дважды два — четыре, а может, и пять. Если нужно...
— В почтенном возрасте на многих одиночество наваливается — ровесников нет, умерли, позвонить некому, перемолвиться словом не с кем. Вы одинокий человек?
— Ну, если хорошая жена есть, разве можно быть одиноким? Вы счастливец: у вас родители живы, а когда живы родители, вы еще по-настоящему живы.
— Возраст на вас давит, вы его ощущаете?
— Если бы не болезни, не ощущал бы, но эти болячки... Видите, как я хожу? Черт знает что с ногами.
— Какая ясность мысли зато!..
— Ну, могли бы и ноги ходить хорошо, и голова не менее ясной была бы.
— Я вам, наверное, неприличный задам вопрос: стариком вы себя ощущаете?
— Когда в зеркало смотрю, понимаю, что выгляжу очень плохо, ужасно, а когда не смотрю — нет, не ощущаю.
«О смерти я думаю всегда — готовиться к ней невозможно, но думать надо»
— Философский вопрос, который, пожалуй, к возрасту не относится: о смерти вы думаете?
— Всегда. Моцарт о смерти с трех лет думал, поэтому в каждом его произведении минорных хотя бы пять нот есть, очень грустных. В каждом произведении — обязательно кусочек намека на смерть, а разве можно об этом не думать? Готовиться к ней невозможно, но думать надо.
Да, Димонька, вам хорошо интервью давать. Вы очень доброжелательный, никаких подтекстов, подначек, иронических или издевательских реплик. Вас очень большое будущее ждет — еще большее, чем сейчас: вы это заслужили.
— Что же о смерти вы думаете?
— То же, что и чеховский Дорн: «Сознательно боятся смерти только верующие в вечную жизнь, которым страшно бывает своих грехов». «А вы, — говорит он Сорину, — во-первых, неверующий, во-вторых, какие у вас грехи? Вы 25 лет прослужили по судебному ведомству, только и всего». Тот смеется: «28...». Вот и я так о смерти думаю — что-то непонятное это...
— Столько на своем веку и гадости, и подлости, и низости, и света, и радости увидев, оптимистом вы все-таки остаетесь?
— Да, хотя после юбилейной программы Малахова Захаров мне позвонил и сказал: «Большего пессимизма я на свете не видел! Я посмотрел — и больной стал». Ну, мне тоже не понравилось — сделали так, будто совсем все ужасно, и я мало того что больной, еще и нищий. Ира Мирошниченко воскликнула: «Может, ему денег собрать?», уже и директор михалковского фонда звонил — помощь предлагал. Я ответил: «Категорически ничего не брать!».
— Не хотите у Михалкова денег взять?
— Ни у кого не хочу. Алеся ваша говорила: какой-то бизнесмен помощь предлагал. Ничего, повторяю, не надо: нам хватает.
— Какие у вас на ближайшее время планы? Чем заниматься хотите? Новый год ведь скоро...
— Хочу в поезд скорее сесть. Вы провожать хоть придете, нет?
— Конечно!
— Ну, значит, в полседьмого утра в Москву приеду, в магазине немножко продуктов куплю — дома же ничего нет. Домой завезу, потом, как это ни странно, чуть-чуть подстричься поеду, чтобы хотя бы сзади на что-то намек был. Ну, вот — это ближайшие планы, а дальше загадывать не хочу.
— Что на новогоднем столе у вас будет, уже знаете?
— Хорошие продукты — все самое лучшее куплю. Очень дорогой магазин рядом с нами, «Алые паруса» — там настоящих крабов возьму (не креветок, а именно крабов — знаю, что и вы их любите), икры.
— Голодной юности отомстите?
— Немножечко, хотя мстить — нехорошее дело, и потом, как можно такому абстрактному понятию, как голодная юность, мстить? Мстить можно людям, которые тебя сослали, да и то, что же, всю жизнь этому посвятить? Их уже на свете наверняка нет.
— Леонид Сергеевич, спасибо! Хочу здоровья вам пожелать — банально, тем не менее искренне, и очень хочу вас на сцене увидеть — вот брошу все и на вас посмотреть приеду...
— Мы еще и в ресторан хороший поедем...
— Я буду громче всех вам аплодировать, самый большой букет цветов подарю...
— Обычно я тут же их отдаю...
— Тогда что есть сил «браво!» кричать буду...
— Цветы, Дима, я не беру — прямо на сцене Захаровой Сашеньке передаю, так что цветов не надо. Не надо вообще ничего...
— Вы знаете, в заключение хочу попросить вас какое-нибудь стихотворение прочитать — которое вашему сегодняшнему настроению соответствует...
— Я маленький отрывок из «Маскарада» Михаила Юрьевича Лермонтова прочту.
И что за диво? У других на свете
Надежд и целей миллион.
У одного богатство есть в предмете,
Другой в науки погружен.
Тот добивается чинов,
крестов — иль славы,
Тот любит общество, забавы,
Тот странствует,
тому игра волнует кровь...
Я странствовал, играл,
был ветрен и трудился,
Постиг друзей, коварную любовь.
Чинов я не хотел, а славы не добился,
Богат и без гроша был скукою томим.
Везде я видел зло,
и, гордый, перед ним
Нигде не преклонился.
Это мальчишка написал — я в его возрасте еще под стол пешком ходил.
— Гений!
— Еще более трагичный, чем Александр Сергеевич, — того хоть многие любили, а этого только бабушка...

Доктор Евгений КОМАРОВСКИЙ: «Ребята, сразу говорю: в президенты я не пойду, убивать меня не надо. Сами деритесь!»
Директор департамента спецрасследований Генпрокуратуры Украины Сергей ГОРБАТЮК: «На дне рождения Луценко я пожелал, чтобы совесть его не мучила»
Леонид БРОНЕВОЙ: «Писатель Леонов сказал: «Если бы Сталин увидел, как Мюллера ты играешь, он бы немедленно расстрелять тебя приказал»
Политэмигрант и адвокат Борис КУЗНЕЦОВ: «После встречи с женами погибших на «Курске» Путин звонил Березовскому: «Наняли шлюх по 10 долларов, чтобы меня дискредитировать!»
Экс-советник Путина, один из четырех экспертов «кремлевского доклада» Андрей ИЛЛАРИОНОВ: «Трамп или его сотрудники предприняли действия, в результате которых публикация оригинального «кремлевского доклада» не произошла»
Мир сошел с ума, или так нам и надо?
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги